Рубрика «Школьный блогер». Заметки учителя сельской школы
Я начал работать учителем английского языка ещё 6 лет назад, в 2015 году, в маленькой сельской школе. Долго я не проработал, всего лишь один учебный год. Срок небольшой, но за это время я успел сформировать своё мнение об учениках, которых я тогда учил.
Если исключить из общего числа учеников пару ребят «восьмого вида» и одного абсолютно аморального хулигана (вскоре угодившего в детскую колонию), то на минимальном уровне школьную программу тянули все. С огромным скрипом, с невероятными задержками в две-три недели, но все ученики могли выучить три формы неправильных глаголов или рассказать наизусть стишок. Конечно, из-за подобных задержек я очень злился и психовал.
А почему злился? До этого я проходил практику в городских школах, и уровень знаний у тамошних учеников был заметно выше. Но чего у деревенских детей не отнять, так это большей дисциплинированности и порядочности. Что есть, то есть.
В 2020 году я снова устроился работать учителем в сельской школе. Что же изменилось за то время, пока меня не было? И правду ли говорят, что с каждым годом ученики всё слабее и слабее, и учатся всё хуже и хуже?
- Учеников, которые не тянут программу, если не большинство, то явно половина. Для 6-7 класса вполне обыденная картина не знать алфавит и основ английского языка. Тратишь урок-два на алфавит, строение предложений, время Simple и глаголы to be, ещё урок на закрепление. Идёт крайне кисло и туго, но всё же что-то начинают понимать. Ещё урок-два на закрепление, возвращаешься к программе и… через урок дети опять всё забывают.
- Выросло число т.н. учеников «восьмого вида». Лет 5 назад от силы такой был максимум один из десятка, сейчас минимум двое-трое.
- Ученики стали наглее. Они очень обижаются, если за урок или домашнее задание им ставишь «двойку». Аргументы «я же старался/писал/читал!» по их мнению вполне себе уместны.
- Списывания с ГДЗ. Это прямо какая-то эпидемия. Если за списывание ставишь 2, то опять же начинается «я старался/писал, ставьте три!»
- И да, клянчить и давить на жалость вполне в порядке вещей.
- С телефонами/смартфонами обращаются ещё более умело, чем раньше.
- Проблемы с абстрактным мышлением. У ребят вполне может нарешаться в задаче, что самолёт может пролететь за несколько минут 10 метров или что ветер дует со скоростью 400 метров в секунду. «А чего такого?» типичный ответ ученика на замечание учителя.
- А материальное положение деревень и сёл осталось на плохом уровне, или даже стало ещё хуже. Работы нет, а то что было — закрывается.
Всё вышеописанное касается не только английского языка, но и других предметов. Как сказал мне учитель физики с 25-летним стажем, «за то, что я в начале своей карьеры ставил 3, сейчас я ставлю 5. Время сейчас такое, ничего не поделаешь». В целом, мнение, что с каждым годом ученики всё слабее и слабее, среди учителей очень широко распространено.
Может учителя плохие? Может быть, но ещё лет 10-15 эти же специалисты готовили серебряных и золотых медалистов, которые после 9 класса уезжали в другие школы и получали медали уже там, не говоря уже об чемпионах районных олимпиад. Если учителя в чём-то и виноваты, то не только они одни.
Вот такие вот дела обстоят в школах, в которых я работаю. Делать общий вывод делать пока рано, но явно имеется комплексная проблема в образовании и её надо как-то решать. И что-то мне подсказывает, что силами одной лишь школы все проблемы не решить.
Источник: блог «Начиная всё сначала»