Шпаргалки всегда были теневой стороной образования. «Шпионские бумажки» с формулами и правилами эволюционировали вместе с образовательными организациями и передавались контрабандой из поколения в поколение, и эти тайные подсказки хранятся в музеях шпаргалок в Нюрнберге, Новосибирске и Китае. В эпоху цифровой революции шпаргалки претерпели серьезные изменения и теряют свою былую актуальность, считают учителя московских школ.
Телефонные хитрости
Шпаргалка № 1 для современных школьников – это смартфон. Основной предмет, на котором дети пытаются списывать, – математика. По словам преподавателя математики школы № 2120 Светланы Хороших, хитрить школьники начинают примерно в шестом классе, пик же использования шпаргалок приходится на 9-й класс. Потом старшеклассники понимают, что пора готовиться к ЕГЭ, и к концу 11-го класса проблема списывания практически исчерпывает себя.
«Таких шпаргалок, как были в советское и постсоветское время, школьники не делают, – сказала педагог. – Вместо этого у детей есть гаджеты и поисковики. Если телефоны на уроке собирать, то ребята и здесь хитрят. Чего только не сдают: чехлы, похожие на телефоны, старые разбитые трубки, выключенные мобильники без симки», – поделилась педагог.
По ее словам, сегодня бессмысленно давать контрольные и домашние задания из методичек и учебников: все решения есть в Глобальной сети. Учитель должен проявлять креативность и придумывать задания самостоятельно.
Приложение для решения формул
Современные дети пользуются мобильным приложением, которое будто создано для списывания, хотя его авторы утверждают обратное. Достаточно навести камеру смартфона на формулу, даже криво написанную от руки, и на дисплее появляется решение.
«Чтобы не списывали школьники на уроках, перед контрольной, заходя в класс, убирают мобильные в свои портфели или оставляют их у доски. Садятся за парту с ручками и пеналами. Это спасает, но не всегда, – рассказала учитель математики школы № 1354 ”Вектор” Екатерина Смагина. – Часто у них бывает два телефона, второй прячут в носке, а потом выходят в туалет. Решения по старинке пишут на листке, кладут его в пенал и делают вид, будто ищут карандаш или линейку».
По ее словам, даже отличники делают шпаргалки. Они могут знать хорошо материал, но не уверены в себе и еще, скажем, в последней формуле, вот и пишут ее между пальцев. Бывает и такое, когда отличник решает пример и ответ отправляет всем одноклассникам в общий чат. Разве педагог не догадается, когда увидит одинаково записанное у всего класса решение?
Шпаргалки были, есть и будут
Есть учителя, которые не запрещают, а, наоборот, учат детей писать шпаргалки и разрешают ими пользоваться, только не на контрольных. Учитель русского языка школы № 2117 Нина Петренко с 5-го по 11-й классы ведет со школьниками тетради с выжимкой из пройденного материала, упакованного в емкие схемы. Выпускники пользуются этими тетрадями потом и в вузах.
«Профессор химии и преподаватель Николай Пестов разрешал студентам на экзаменах пользоваться конспектами, шпаргалками и справочниками, – рассказывает учитель. – Пестов считал, что они должны уметь находить выходы из различных ситуаций и принимать решения с помощью справочных материалов, которые всегда под рукой. Конечно, в русском языке нужно отработать грамотность, но для этого есть много приемов и технологий, которыми я и пользуюсь».
Еще один обманный аксессуар, которым пользуются школьники, – ручка со стирающимися чернилами, из-за которой дети не пытаются писать грамотно, думая, что в любой момент ошибку можно исправить. По словам педагога, у современных детей страдает орфографическая зоркость. Соцсети и чаты сами исправляют слова, а на письме дети используются такие ручки и привыкают совершать ошибки.
«Шпаргалка сама по себе может быть полезной, при условии, что ребенок пишет ее сам. Что такое шпаргалка? Это выжимка из знаний, которые есть у ученика. Срабатывают сразу три вида памяти: аналитическая (обобщается текст), механическая (пишут рукой), зрительная. У современных детей из-за постоянного взгляда на экран хорошо развита зрительная память, это дети-визуалы. Написание шпаргалок для заучивания – это хорошо, но если пользоваться ими на проверочных работах, пользы это не принесет».
Похожей точки зрения придерживается и учитель истории из школы № 1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин. Он вместе с учениками заполняет тетрадь и разрешает ей пользоваться на проверочных работах. Однако вопросы на контрольных сформулированы так, что просто списать, не включая голову, не получится.
«Школьники иногда пытаются пользоваться телефоном, – делится учитель. – Хотят найти в Интернете что-то похожее на ответ и списывают первое попавшееся, часто не заканчивая предложение, так как не понимают ни основную мысль текста, ни то, что списывают. Задача учителя – развить навык понимания главной мысли».
Учитель обществознания школы № 2065 Владимир Макаров составляет вопросы так, что воспользоваться шпаргалкой, не подумав, невозможно. Он придумывает задания с креативными решениями. Детям неоткуда скачивать ответы. Приходится думать.
Основная проблема телефонных шпаргалок в том, что можно загуглить и найти ГДЗ. Когда шпаргалки писали мелким почерком на сложенных гармошкой листочках, это были подсказки, формулы и схемы, с помощью которых было легче решить задачу. Потребительское сознание изменило даже подход к шпаргалкам: зачем их писать, когда можно взять и купить от бумажных до ручек с выдвигающейся бумажкой на пружине. Воспользоваться ими дети не могут: учителя знают эти «шпионские штучки» и хитрецов быстро выводят на чистую воду.
Как победить шпаргалки
Учителю английского языка школы № 1368 Екатерине Корневой практически удалось победить шпаргалки в классах, где она преподает не первый год. По словам педагога, школьники массово используют смарт-часы, но если посмотреть в корень и донести до учеников, что им это не нужно, дети не захотят списывать.
«Что такое шпаргалка? Это страх. Ребенок боится получить плохую оценку. Я объясняю ребятам, что если они не знают, я два не поставлю, а дам шанс пересдать. Но если увижу шпаргалку, двойку поставлю точно и слово свое держу. Дети прощупывают каждую минуту. Нужно показывать, что я держу слово. Учитель при этом должен быть не на пьедестале, а с детьми на одной волне. Тогда они не будут бояться, и жульничать станет бессмысленно», – раскрыла формулу успеха Екатерина Корнева.
Специалист по психологии образования, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических и психологических наук Александр Савенков считает, что победить шпаргалки внешними запретами нельзя – только лишь путем формирования в ребенке чувства чести.
«Макаренко предложил ввести в число задач нравственного воспитания новой советской школы понятие “честь“. Ему ответили, что честь – это что-то офицерское и рабоче-крестьянскому государству это не нужно. Это был не просто отказ известному педагогу, а обман, который вошел в систему взглядов. Стоит вернуться к задачам теории воспитания, пересмотреть их на новом уровне, с учетом новой социальной ситуации, с поправкой на наше время, и отказаться от допустимости обмана и нечестности. Нельзя обманывать учителя, ученика, партнера по бизнесу. Нельзя обманывать никого! Пока мы это не усвоим, так и будем писать шпаргалки и отбирать мобильные телефоны на ЕГЭ».
Шпаргалки, судя по всему, уходят в прошлое. Бумажные уже остались в том веке, да и электронные теряют свои позиции. Меняются школьники, иная роль и у современного учителя – мотивировать ребенка на обучение, а не на оценку, это-то и поможет окончательно победить списывание и обман. Уйдет страх перед оценками, и шпаргалки детям станут не нужны.