Шпаргалки всегда были теневой стороной образования. «Шпионские бумажки» с формулами и правилами эволюционировали вместе с образовательными организациями и передавались контрабандой из поколения в поколение, и эти тайные подсказки хранятся в музеях шпаргалок в Нюрнберге, Новосибирске и Китае. В эпоху цифровой революции шпаргалки претерпели серьезные изменения и теряют свою былую актуальность, считают учителя московских школ.
![](https://school-news.ru/wp-content/uploads/2021/06/7115965.jpg)
Телефонные хитрости
Шпаргалка № 1 для современных школьников – это смартфон. Основной предмет, на котором дети пытаются списывать, – математика. По словам преподавателя математики школы № 2120 Светланы Хороших, хитрить школьники начинают примерно в шестом классе, пик же использования шпаргалок приходится на 9-й класс. Потом старшеклассники понимают, что пора готовиться к ЕГЭ, и к концу 11-го класса проблема списывания практически исчерпывает себя.
«Таких шпаргалок, как были в советское и постсоветское время, школьники не делают, – сказала педагог. – Вместо этого у детей есть гаджеты и поисковики. Если телефоны на уроке собирать, то ребята и здесь хитрят. Чего только не сдают: чехлы, похожие на телефоны, старые разбитые трубки, выключенные мобильники без симки», – поделилась педагог.
По ее словам, сегодня бессмысленно давать контрольные и домашние задания из методичек и учебников: все решения есть в Глобальной сети. Учитель должен проявлять креативность и придумывать задания самостоятельно.
![](https://school-news.ru/wp-content/uploads/2021/06/51386.jpg)
Приложение для решения формул
Современные дети пользуются мобильным приложением, которое будто создано для списывания, хотя его авторы утверждают обратное. Достаточно навести камеру смартфона на формулу, даже криво написанную от руки, и на дисплее появляется решение.
«Чтобы не списывали школьники на уроках, перед контрольной, заходя в класс, убирают мобильные в свои портфели или оставляют их у доски. Садятся за парту с ручками и пеналами. Это спасает, но не всегда, – рассказала учитель математики школы № 1354 ”Вектор” Екатерина Смагина. – Часто у них бывает два телефона, второй прячут в носке, а потом выходят в туалет. Решения по старинке пишут на листке, кладут его в пенал и делают вид, будто ищут карандаш или линейку».
По ее словам, даже отличники делают шпаргалки. Они могут знать хорошо материал, но не уверены в себе и еще, скажем, в последней формуле, вот и пишут ее между пальцев. Бывает и такое, когда отличник решает пример и ответ отправляет всем одноклассникам в общий чат. Разве педагог не догадается, когда увидит одинаково записанное у всего класса решение?
Шпаргалки были, есть и будут
Есть учителя, которые не запрещают, а, наоборот, учат детей писать шпаргалки и разрешают ими пользоваться, только не на контрольных. Учитель русского языка школы № 2117 Нина Петренко с 5-го по 11-й классы ведет со школьниками тетради с выжимкой из пройденного материала, упакованного в емкие схемы. Выпускники пользуются этими тетрадями потом и в вузах.
«Профессор химии и преподаватель Николай Пестов разрешал студентам на экзаменах пользоваться конспектами, шпаргалками и справочниками, – рассказывает учитель. – Пестов считал, что они должны уметь находить выходы из различных ситуаций и принимать решения с помощью справочных материалов, которые всегда под рукой. Конечно, в русском языке нужно отработать грамотность, но для этого есть много приемов и технологий, которыми я и пользуюсь».
Еще один обманный аксессуар, которым пользуются школьники, – ручка со стирающимися чернилами, из-за которой дети не пытаются писать грамотно, думая, что в любой момент ошибку можно исправить. По словам педагога, у современных детей страдает орфографическая зоркость. Соцсети и чаты сами исправляют слова, а на письме дети используются такие ручки и привыкают совершать ошибки.
«Шпаргалка сама по себе может быть полезной, при условии, что ребенок пишет ее сам. Что такое шпаргалка? Это выжимка из знаний, которые есть у ученика. Срабатывают сразу три вида памяти: аналитическая (обобщается текст), механическая (пишут рукой), зрительная. У современных детей из-за постоянного взгляда на экран хорошо развита зрительная память, это дети-визуалы. Написание шпаргалок для заучивания – это хорошо, но если пользоваться ими на проверочных работах, пользы это не принесет».
Похожей точки зрения придерживается и учитель истории из школы № 1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин. Он вместе с учениками заполняет тетрадь и разрешает ей пользоваться на проверочных работах. Однако вопросы на контрольных сформулированы так, что просто списать, не включая голову, не получится.
«Школьники иногда пытаются пользоваться телефоном, – делится учитель. – Хотят найти в Интернете что-то похожее на ответ и списывают первое попавшееся, часто не заканчивая предложение, так как не понимают ни основную мысль текста, ни то, что списывают. Задача учителя – развить навык понимания главной мысли».
Учитель обществознания школы № 2065 Владимир Макаров составляет вопросы так, что воспользоваться шпаргалкой, не подумав, невозможно. Он придумывает задания с креативными решениями. Детям неоткуда скачивать ответы. Приходится думать.
Основная проблема телефонных шпаргалок в том, что можно загуглить и найти ГДЗ. Когда шпаргалки писали мелким почерком на сложенных гармошкой листочках, это были подсказки, формулы и схемы, с помощью которых было легче решить задачу. Потребительское сознание изменило даже подход к шпаргалкам: зачем их писать, когда можно взять и купить от бумажных до ручек с выдвигающейся бумажкой на пружине. Воспользоваться ими дети не могут: учителя знают эти «шпионские штучки» и хитрецов быстро выводят на чистую воду.
Как победить шпаргалки
Учителю английского языка школы № 1368 Екатерине Корневой практически удалось победить шпаргалки в классах, где она преподает не первый год. По словам педагога, школьники массово используют смарт-часы, но если посмотреть в корень и донести до учеников, что им это не нужно, дети не захотят списывать.
«Что такое шпаргалка? Это страх. Ребенок боится получить плохую оценку. Я объясняю ребятам, что если они не знают, я два не поставлю, а дам шанс пересдать. Но если увижу шпаргалку, двойку поставлю точно и слово свое держу. Дети прощупывают каждую минуту. Нужно показывать, что я держу слово. Учитель при этом должен быть не на пьедестале, а с детьми на одной волне. Тогда они не будут бояться, и жульничать станет бессмысленно», – раскрыла формулу успеха Екатерина Корнева.
Специалист по психологии образования, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических и психологических наук Александр Савенков считает, что победить шпаргалки внешними запретами нельзя – только лишь путем формирования в ребенке чувства чести.
«Макаренко предложил ввести в число задач нравственного воспитания новой советской школы понятие “честь“. Ему ответили, что честь – это что-то офицерское и рабоче-крестьянскому государству это не нужно. Это был не просто отказ известному педагогу, а обман, который вошел в систему взглядов. Стоит вернуться к задачам теории воспитания, пересмотреть их на новом уровне, с учетом новой социальной ситуации, с поправкой на наше время, и отказаться от допустимости обмана и нечестности. Нельзя обманывать учителя, ученика, партнера по бизнесу. Нельзя обманывать никого! Пока мы это не усвоим, так и будем писать шпаргалки и отбирать мобильные телефоны на ЕГЭ».
Шпаргалки, судя по всему, уходят в прошлое. Бумажные уже остались в том веке, да и электронные теряют свои позиции. Меняются школьники, иная роль и у современного учителя – мотивировать ребенка на обучение, а не на оценку, это-то и поможет окончательно победить списывание и обман. Уйдет страх перед оценками, и шпаргалки детям станут не нужны.