Выпускники школ только что написали итоговое сочинение. А какие сочинения писали 70 лет назад и, главное, для чего?
За три года старшеклассники в 50-х годах должны были написать 23 сочинения — классных и домашних. Среди них, к примеру, были такие:
«Татьяна, русская душою»,
«Борьба Гоголя с «мертвыми душами» в русской жизни»,
«Картины освобожденного труда в романе Чернышевского «Что делать?»,
«Некрасов как соратник Чернышевского»,
«Иудушка Головлев в маске и без маски»,
«Большие темы маленьких рассказов молодого Чехова»,
«Вчера, сегодня и завтра в пьесе Горького «Вишневый сад»,
«Характеры рабочих в пьесе Горького «Враги»,
«Проблема счастья советского человека в романе Павленко»,
«Мы уже не те русские, которые были до 1917 года (Жданов)».
Если отбросить идеологизированные темы, то литературные — совсем не простые. Не уверены, что все нынешние школьники могли бы их осилить.
Сочинения в те годы писались в особой тетради. Каждый старшеклассник составлял целый «сборник» школьных литературно-критических статей. Зачем такое сочинительство было нужно? Удивитесь, но в 50-е годы было объявлено: цель курса школьных сочинений — «общая авторская подготовка советского школьника». А все потому, что «уменье писать необходимо каждому советскому человеку: и стахановцу, и мастеру полей, и офицеру, и партийному, советскому, профсоюзному деятелю, организатору и пропагандисту, не говоря уже о людях таких профессий, как учителя, журналисты, ученые. Большевистское слово — острейшее оружие нашей борьбы за коммунизм против капитализма с его растленной идеологией», сказано в одной из популярных методичек для педагогов, изданной в 50-х годах прошлого века.
Для чего нужны были сочинения в школе? «Сочинения учат… мыслить с пером в руках… Работа над ним (сочинением) развивает не одно мышление ученика: она развивает его волю, настойчивость, выдержку. Она обогащает, несомненно, его чувства: ученик переживает неудачи свои и товарищей, разочарований и радость достижений. Сочинения развивают трудоспособность ученика. Подготовка сочинения сказывается и на поведении ученика в коллективе школьном и семейном».
К слову, сама работа над школьным сочинением была даже важнее, чем результат, и переписывал работу ученик начисто только после того, как несколько раз поработал над текстом сам и исправил ошибки, на которые указал учитель.
Источник: Российская газета