«Пионерский» день завершаем заметками о трансформации школьных отметок от царизма до наших дней.
Пятибалльная система оценок действует в нашей школе непрерывно уже более семидесяти лет. Тем, возможно, интереснее было заглянуть в краткое «непятибалльное» прошлое. А читатель пусть вспомнит из своей школьной жизни какой-нибудь «двояк», «гуся» или «тройбан». И улыбнется.
Неуд от Луначарского
Пятибалльная система оценок была введена в российских школах в 1835 г. С тех пор некоторые отметки «обросли» устойчивыми словесными синонимами: «единицу» называли «колом», а «двойку» — «парой». Такие наименования возникли еще до революции.
Эта же пятибалльная система оценок действует в российских школах и сейчас. Но так было не всегда.
В постановлении, подписанном народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским в мае 1918 г., говорилось:
«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета…»
Вместо пяти цифровых оценок успеваемости осталось лишь две словесных: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Известный историк-востоковед Игорь Дьяконов вспоминал о 1930-1931 гг.: «Баллы в школе были отменены. Школу кончали с «удовлетворительными», а по существу — часто с никакими знаниями… …Учителя поставили нам всем… наше «удовлетворительно».
Поскольку система оценок «удовлетворительно» — «неудовлетворительно» была слишком грубой, приблизительной, в повседневную практику некоторых школ стали исподволь вводить дополнения к абстрактному «удовлетворительно». В некоторых школах появилась «трехвидовая» система оценок (неудовлетворительно, удовлетворительно, вполне удовлетворительно).
За знания — «плюха»!
Первый шаг к преодолению несоответствия между официальной системой оценок и реальными потребностями системы обучения был сделан в 1933 г., когда народный комиссариат просвещения «установил четырехбалльную словесную систему»: «неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и очень хорошо».
Не успели учителя и ученики привыкнуть к четырехбалльной системе, как 3 сентября 1935 г. Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление: «Установить в школах следующие пять степеней оценки успеваемости учащихся (отметки): 1) очень плохо, 2) плохо, 3) посредственно, 4) хорошо и 5) отлично.
«Существовал кодовый школьный жаргон: «очхор», «хор», «посик». «Плохо» в некоторых местностях называлось «плюха». Вполне художественно. Далее: «отл», «удик» («удочка»), «неуд»…»
Назад к пяти баллам
Пока школьники осваивали мир словесных оценок при помощи игры слов («удочка», «удик», «неуд», «пос», «пес», «посик», «песик»…), Совет народных комиссаров РСФСР 10 января 1944 г. постановил:
«1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся — отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо — цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.
2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.».
Школьники и учителя после четвертьвекового словесного оценочного сумбура 1918-1943 гг. вернулись к действовавшей без малого столетие до революции пятибалльной цифровой системе.
Когда вернулась цифровая система оценок, началось их жаргонное обыгрывание.
«Двойки» и «единицы», как и до революции, вновь стали называть «парами» и «колами». Причем оценку «2» вскоре стали называть еще и «гусем»
Источник: Журнал «Родина»