Продуктивная учеба всегда связана с дополнительной нагрузкой на глаза, особенно в наше время, когда подчас даже учителя заменяет монитор компьютера.
Пятерки и хорошее зрение вполне совместимы, а очки на носу еще не означают академических знаний у их обладателя. Конечно, с началом учебного года нагрузка на глаза ребенка увеличивается, поэтому особенно важно научить ребенка перераспределять ее с пользой и давать органам зрения отдыхать.
Хорошее зрение зависит от множества самых разнообразных факторов — как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.).
Теория
Специалисты управления Роспотребнадзора отмечают, что особенности развития человека таковы, что острота зрения, равная единице (показаниям принятым за норму), формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) все еще значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью.
В возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукость. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет.
Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Нарушение остроты зрения у таких детей приобретено не в школе, а еще в дошкольном возрасте.
Увлечение родителей ранним приобщением детей дошкольного возраста к буквам, чтению, чрезмерное увлечение гаджетами, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются косоглазие и близорукость. Лучший способ избежать глазных болезней у детей — это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3 лет — 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет — 1 раз в год). Важно помнить, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем прогноз лечения благоприятнее.
Практика
- В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма. Для этого у ребенка должен быть определенный распорядок жизни без напряженной длительной зрительной нагрузки в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели).
- Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе и резком ограничении двигательной активности.
- Учите детей периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще переводить взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти упражнения из игры в привычку.
- Длительный просмотр телевизора, занятия на компьютере, планшете, мобильном телефоне оказывают неблагоприятное влияние на зрение.
- Чтобы сохранить или улучшить зрение ребенка, нужно подобрать для него соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).
- Общая продолжительность занятий ребенка дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет.
- Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, при этом между занятиями необходимо выделять время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.
- Следует давать детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.
- Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения — 2,0-5,5 м от экрана телевизора и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение.
- Во время занятий свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня.
- Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30-35 см.
- Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела — стараться сидеть достаточно расслабленным, не сутулиться, делать гимнастику для глаз.
Статья подготовлена по материалам пензенского управления Роспотребнадзора.