— Многие родители думают, что выпускник-детсадовец должен уметь бегло читать книжки, считать хотя бы до 20, и писать печатными буквами без ошибок. Так вот, они ошибаются! — говорит педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Екатерина Ятченко. — Важно, чтобы будущий первоклассник был любознательным, хотел учиться, соблюдал школьные правила и мог контролировать себя.
По словам специалиста, готовность к школе можно разложить на несколько «ключей».
Первый — социальный. Ребенок знает и готов соблюдать общепринятые нормы и правила, готов общаться с учителями и одноклассниками.
Второй — интеллектуальный. Ребенок умеет сравнивать и обобщать, классифицировать, решать логические задачи. Скажем, сможет ответить на простой вопрос: «Автобус, поезд, трамвай, — что это, все вместе»? Правильный ответ — транспорт.
Третий — физическая готовность. Ребенок должен выдержать школьную нагрузку, высидеть несколько уроков подряд, даже с переменами.
Вот краткий чек-лист для родителя. Присмотритесь, может ли ваш ребенок:
— сосредоточенно выполнять задание в течение 10-15 минут;
— не отвлекаться в это время.
Умеет ли он:
— запоминать 10 слов или цифр;
— запоминать картинки, фигуры, символы;
— читать наизусть небольшие стихотворения;
— пересказывать тексты (сказки, рассказы, басни);
— составлять небольшие событийные рассказы по картинкам.
Хорошо, если ваш будущий первоклассник может:
— выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие, например, встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед, закрыть глаза и простоять 8-10 секунд;
— метко бросать предметы обеими руками;
— ездить на самокате, велосипеде и др.
Перед поступлением в школу ваш ребенок умеет:
— чертить прямую, волнистую, ломаную линии;
— рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам, выполнять простые графические диктанты;
— вырезать по шаблону и клеить;
— рисовать и лепить как отдельные образцы, так и целые композиции.
На просторах интернета можно найти множество различных тестов и методик для оценки готовности ребенка к школе. Но самый важный аспект готовности — развитие мышления, внимания, усидчивости, памяти, восприятия, умения выполнять задания по инструкции, мелкой моторики. Именно на это нужно делать упор при подготовке, а всему остальному ребенок легко научится в школе. Некоторые родители еще до школы учат ребенка считать, читать и писать, обучают иностранным языкам, совершенно не интересуясь мнением малыша на этот счет. Да, очень здорово, если ребенок все это умеет. Но только когда он сам, осознанно захотел этому научиться.