Говорят, астрономия – наука загадок. А еще до этого замечания Николая Лескова Леонардо да Винчи уверял, что не сворачивает тот, кто смотрит на звезды. Изучая Вселенную, человек многое познает на Земле.

Доктор физико-математических наук, профессор МПГУ и МГОУ Виктор Чаругин, заведующий секцией астрономии и физики Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского рассказал о роли «звездоведения» в формировании религии и науки, а также в становлении общества. И если в древности астрономия имела мировоззренческое и даже иногда религиозное значение, то с развитием цивилизации наблюдения за небесными телами привели к развитию физики и математики, открытию новых законов:
– Развитие астрономии идёт дальше, используя новые каналы информации от небесных тел – это нейтринная и гравитационно-волновая астрономия. Изучение наблюдаемого разбегания галактик открыло новую силу всемирного отталкивания. Обнаружены планеты около других звёзд. Астрономия ставит новые проблемы перед естествознанием. Виктор Чаругин подчеркнул, что астрономию преподавали в школах ещё с античности, а великие просветители XVIII века закрепили её важное и необходимое место в системе образования.– Я считаю, что современное естествознание, да и вообще естествознание, зиждется как раз на астрономии. Чтобы понять современное естествознание, надо знать астрономию! – убежден академик.
По мнению других специалистов, изучение астрономии является ключевым фактором в формировании системно-научного мышления:
– Астрономия современным детям нужна именно для систематизации знаний. Они у них крайне хаотичные, переполнены различными побочными фактами, которые просто не усваиваются. Если дети изучают астрономию, появляется больше шансов проверить их логическое мышление. Логика, системное мышление – это обязательные условия при освоении астрономических знаний.