Итоговое сочинение 2022: темы, критерии оценки, дата проведения и нововведения

Уже в декабре одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ. Рассказываем, что нового появилось в этом году в процедуре проведения испытания.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Ученый секретарь ФИПИ Елена Зинина в рамках онлайн-консультации «На все 100!» рассказала об основных требованиях к итоговому сочинению и особенностях подготовки к нему. Елена Андреевна отметила, что принципиально в этом году ничего не поменялось. Есть лишь небольшие нюансы, которые нужно не упустить из виду. Работу школьникам предстоит выполнить 7 декабря.

Говоря о критериях оценивания работы, по словам эксперта, важно понять, в чем школьники свободны, а в чем – нет, в каком случае они должны вписываться в определенные рамки. По мнению Зининой, здесь соблюден баланс в требованиях. Итоговое сочинение проводится уже 9-й год, эта процедура со своей историей. Критерии, по ее словам, крайне мягкие.

Во-первых, школьники должны строго соблюдать объем итогового сочинения. Он определен – ребятам нужно написать минимум 250 слов. Стоит быть разумным в выборе размера сочинения. Уместно вспомнить Достоевского, который полагал, что искусство писать – это искусство вычеркивать. А также Чехова, который считал важным умение говорить коротко о длинных вещах.

Несвобода также заключается во втором требовании: сочинение должно быть написано самостоятельно. На это разработчикам все время приходится обращать внимание. Нередко ребята говорят, что пишут то, что запомнилось из прочитанного на том или ином сайте. Но не следует ориентироваться на готовые сочинения – если итоговое сочинение будет написано практически слово в слово, как сочинение из интернета, у школьника могут быть проблемы. При невыполнении хотя бы одного из этих требований за сочинение в итоге ставится незачет.

Есть и другие критерии. Например, это соответствие темы. Неприятные истории случаются, когда школьники слишком свободно относятся к задаче. В таких случаях ученик идет путем подмены – раскрывает тему, которая ему удобна, а не ту, которая дана. Кроме того, в сочинении учитывают аргументацию и опору на литературный материал – от художественных произведений до научных, публицистических, религиозных текстов.

Когда за итоговое сочинение могут поставить незачет

При четырех условиях школьнику поставят незачет: если сочинение вообще не содержит аргументации; написано без опоры на литературный материал; существенно искажено содержание опорного литературного материала; а также если литературный материал просто упоминается в работе и он «висит» без всякой аргументации. Если получен незачет по одной их данных четырех позиций, то за работу ставится незачет.

Речевые критерии

Зачет необходимо получить хотя бы по одному из следующих трех критериев: качество письменной речи, композиция и логика рассуждения, грамотность. Все критерии, как отметила эксперт, являются довольно лояльными.

Ребята часто проявляют слабость в выполнении этих критериев. Эксперт отметила: тот, кто может похвастаться блистательной речью – уже почти завоевал мир. Непросто писать и без речевых, и без грамматических ошибок, соблюдать логику текста. Такие умения очень ценны.

В чем свобода

Школьник сам волен выбирать одну из предложенных тем. Он также свободен в выборе пути подготовки, способа раскрытия темы, литературном материале, который используется при аргументации, в том, как организовать написание работы. На ее выполнение дается 3 часа 55 минут.

По сравнению с прошлым годом появился небольшой нюанс. Специалисты идут в плотном взаимодействии с ЕГЭ по русскому языку – там тоже проверяют грамотность. Поскольку в ЕГЭ приняли решение негрубые ошибки не учитывать (они перечислены в методических рекомендациях к ЕГЭ по русскому языку), то они будут допустимы и в итоговом сочинении.

Изменения в итоговом сочинении 2022 года

В этом году поменялись правила формирования комплекта тем итогового сочинения. Эта идея, как отметила Елена Зинина, назревала давно. В прошлые годы комплект тем определялся открытыми направлениями, которые создавались советом по проведению итогового сочинения. Эти понятия определяли структуру комплекта. От каждого направления давалась одна тема сочинения.

Однако все меняется, накопился массив тем сочинения. Поэтому было решено создать закрытый банк итогового сочинения. Темы в комплектах не будут новыми, в них включены уже использовавшиеся в прошлые годы темы. Вместо открытых направлений известна структура самого банка, открыты три раздела, и в каждом разделе – свои подразделы. Закреплены около 1,5 тыс. тем. Таких разделов всего три:

  • Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека;
  • Семья, общество, Отечество в жизни человека;
  • Природа и культура в жизни человека.

Спектр выбора тем в этом году стал шире – до 6 тем в каждом комплекте. Образец комплекта размещен на сайте ФИПИ. Непосредственно на сочинении каждый комплект будет сопровожден инструкцией. В ней напоминается о критериях оценивания работы.

Эксперты следят за тем, какие темы пользуются популярностью, а какие выбираются в единичных случаях. Так, школьникам, как правило, интересно писать про этико-нравственные понятия, рассуждать о любви, верности, дружбе, измене, мечте. Редко выбирали темы, которые связаны с рассуждениями о времени, опыте и ошибках.

Подготовлено по материалам https://ug.ru/

Авторизация
*
*

4  +  3  =  

Регистрация
*
*
*

34  +    =  39

Генерация пароля

23  +    =  30