20 процентов подростков не читают ничего, кроме учебников — нет ни интереса, ни времени. 16 процентов открывают книги несколько раз в месяц. Обычно это связано с теми же школьными заданиями. И только 30 процентов читают для души, свидетельствует исследование ученых Московского городского педуниверситета. Как увлечь подростков чтением? Ученые дали пять советов родителям.
![](https://school-news.ru/wp-content/uploads/2021/07/rebenok-s-knigoj-1024x682-1.jpg)
Сколько книг из школьной программы прочитали ваши дети этим летом? Одну? Две? Или ребенка за чтением вы не видели ни разу?
— Не надо волноваться, ничего страшного не происходит. Пусть будет одна книга за все лето, но такая, которая оставила сильное впечатление, — считает кандидат наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педуниверситета Екатерина Асонова.
Она категорически не согласна с тем, что дети ничего не читают. Дети читают, и гораздо больше, чем взрослые, — учебники, разные сайты, где дается школьная программа по литературе в кратком пересказе, художественную литературу. Хотя Екатерина Асонова и признает: большинство школьников успевает читать только то, что есть в программе.
— Я 13 лет работала в школе и ничего фатального в том, как читают дети, не вижу. «Войну и мир» среди моих одноклассников прочитали не больше 5 человек. И сейчас этот роман может осилить примерно столько же, — говорит Екатерина Асонова в интервью «РГ». — Учителя дают на лето списки книг, но сколько учеников их прочитали? Да и вообще, можно ли прочитать все, что задает школа? Освоить серьезно все, предписанное программой по литературе, ребенку не под силу, у него же не одна литература в расписании. Интересно, что в других странах зачастую предмета «литература» нет вообще, она изучается на уроках языка. В Германии школьники старших классов могут читать одну книгу весь год и подробно разбирать ее, готовясь к выпускному экзамену. У нас в списках сотни произведений. А пресловутая любовь к чтению художественной литературы, пожалуй, в Германии не ниже. А судя по состоянию книжных магазинов — даже выше.
Пять советов
1. Хотите привить любовь к книге — не подсовывайте «Грозу», «Обломова» или «Евгения Онегина». Нашу молодежь закормили девятнадцатым веком, где все крутится вокруг вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?», а ребятам Джейн Эйр гораздо интереснее и ближе, чем Вера Павловна. Ориентируйтесь на интересы ребенка. Дети хотят читать о том, как устроен современный мир. Кому-то нужны повести Нины Дашевской «Я не тормоз» или «День числа Пи», Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Сиамцы», «Минус один» и др., кому-то книги нонфикшен по психологии или общественным наукам, а кто-то нуждается в чтении фантастики или фэнтези. Этим пренебрегать нельзя.
2. Большой популярностью и у подростков, и у взрослых пользуются переводы скандинавских и американских писателей. Во-первых, переводы мастеров слова Ольги Дробот, Ольги Мяэотс, Марии Людковской, Ольги Варшавер, Ольги Бухиной и Галины Гимон, многих других читать очень легко. Во-вторых, тематика у переводимых ими авторов обычно современная — отношения современных детей и родителей, поиски своего места в обществе, подростковые проблемы — самоидентификация, дружба, первая любовь… Немаловажным оказывается и высокое качество беллетристики: для норвежских авторов — особый психологизм (Мария Парр, Руне Белсвик), для шведов — упор на раскрытие социальных проблем (Ульф Старк, Мони Нильсон, Аника Тор), для американских — виртуозная работа с формой, способом организации текста (Мэг Розофф, Гарри Шмидт и др.).
3. Дайте ребенку возможность выбрать книги, которые он будет читать. Один из вариантов — приведите его в магазин и предложите взять ту книгу, которую он хочет. А вдруг он выберет комиксы, фэнтези или книгу, где почти нет текста, зато много иллюстраций? Ничего страшного. Не надо бояться комиксов. А если в книге вообще одни иллюстрации, рассмотрите и обсудите их вместе с ребенком. Диалог — прекрасный способ развивать устную речь и пополнять словарный запас. И ни в коем случае не осуждайте выбор ребенка или то, что он не прочитал выбранное. Обсуждайте, поддерживайте, помогайте найти нужное. Уверена, что и вы читаете не все купленное. Кстати, покупать не обязательно — можно пользоваться библиотекой!
4. Дети обычно с удовольствием читают то, что им позволяет отвлечься, забыться, замкнуться на себе. Чтение — это не только способ получения данных, но и способ психологической разгрузки или медленных размышлений о чем-то. Не забывайте об этом.
5. Читать вслух ребенку можно и нужно в любом возрасте. Но только до тех пор, пока он вас не остановит. Да-да! И в 10, и в 13, в 18 ваш ребенок будет с удовольствием слушать ваше чтение, если вам удалось сохранить доверительные отношения, удается интересно читать. Это не только нормально, но и прекрасно. Чтение художественной литературы для удовольствия — величайшее достижение современности. Позвольте себе эту роскошь!